Skip to content Skip to left sidebar Skip to right sidebar Skip to footer

Мышкин Виссарион Иванович

История России вершится не только в столицах и крупных городах, но и в таких маленьких, провинциальных как наш Азов. И, безусловно, историю вообще делают люди. В жизни нашего города заметный след оставил Виссарион Иванович Мышкин. Об этом выдающемся человеке известно не очень много (даже дата его рождения установлена лишь в мае 2003 года), но его деятельность на посту градоначальника обросла легендами.

  1 октября 1906 г. в Думском заседании Азова производились выборы городского головы на новое четырехлетие.
   Новым городским головою большинством голосов был избран В.И. Мышкин (1863-1913 гг.).
   Что представлял собой Азов в начале XX века? По воспоминаниям П.М. Бондаренко, это: «захудалый городок, железной дороги не было. Уличное освещение было керосиновое – только на трех главных улицах – Московской, Петербургской и Бульварной».
   В 1906 г. к моменту избрания В.И. Мышкина население Азова насчитывало 30 тыс. чел., избирательным же правом пользовались только 209. Тогда для внесения в списки избирателей требовалось, чтобы имущество избирателя было оценено не менее чем в 300 руб., или же избиратель должен был иметь торговое свидетельство 2-го разряда.
   Трудные задачи стали перед новым градоначальником, и он блестяще справился с их решением. Под руководством В. Мышкина в Азове были построены начальные училища; в годы его правления возводились больничные корпуса и мужская гимназия; была построена электростанция, и 200 фонарей освещали замощенные камнем улицы города. В этот же период появилась и телефонная связь с Ростовом и Таганрогом. «Деятельность Мышкина действительно оказалась результативной, ибо из всех, кто был в Азове городскою головою, он запомнился более других», – так писала в то время газета «Голос Приазовья».
   Но самая большая заслуга В.И. Мышкина – строительство в Азове железной дороги. Именно с этим событием связана одна из легенд. Будто бы пришли к голове азовцы-купцы с просьбой: дескать, трудно торговать без железной-то дороги. Ты, батюшка, поезжай в Петербург к царю, да попроси у него благословения на доброе дело. Передали купцы на золотом блюде дары для царя. Ездил, али нет, голова к императору, об этом история умалчивает. А вот железную дорогу в Азове построили в 1910 году. Город ликовал. Открытие широко освещалось на страницах газеты «Голос Приазовья» за 12 декабря 1910 г. «Азов включен в сеть железных дорог, приобщен к культуре. Празднование заканчивается торжественными проводами Азовского городского головы и гласных городской Думы, этих виновников всеобщего большого торжества победы над беспросветной тьмой и роковой нуждой азовца».
   25 сентября 1913 г., не дожив года до начала Первой мировой войны, в 50-летнем возрасте Виссарион Мышкин умер. Городской голова был похоронен с большими почестями в ограде Успенской Соборной церкви Азова.
   «Азов похоронил В.И. Мышкина. В его лице сошел в могилу в полном расцвете сил один из самых энергичных тружеников на общественном поприще. Сама эпоха его избрания – эпоха наибольшего подъема общественной энергии и больших надежд, говорит за то, какие надежды возлагались на Виссариона Ивановича избравшим его населением. И он не обманул доверия. Всем, что имеет теперь Азов, всем, что сделано из маленького, утопающего в грязи и темноте, забытого Богом и людьми городишке, всем этим мы обязаны Мышкину…!» – так писало «Эхо Азова» в некрологе после смертигородского головы.
   Сегодня в Азове сохранился дом В.И. Мышкина (предположительно по ул. Октябрьской). А вот могила его не уцелела. В 1932-33 г. Успенскую Соборную церковь, купола которой были видны из Ростова, разрушили. Могилы достойных знатных азовчан оказались под грудами развалин.

Постановлением Азовской городской думы от 15.08.2013 № 263 за “За приумножение историко-культурных традиций и славы города, за многолетний добросовестный труд на благо города и его жителей”.