Якобсон Валентина Федоровна
Сегодня в нашей py6pике «Расскажи о себе» — встреча с человеком неординарным. Это — Валентина Федоровна Якобсон. Энергичная, талантливая и очень обаятельная женщина. Валентина Федоровна — ветеран Великой Отечественной войны, ветеран труда. Награждена орденом Отечественной войны, медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией», «Ветеран труда» и другими. Она является инициатором и редактором трилогии «Незабываемые годы. 1941 —1945», получившей признание не только в нашем городе, но и за его пределами. Благодаря усилиям В. Ф.Якобсон три книги воспоминаний наших земляков о войне(а многие из них освобождали свой родной город и прошли от Азова до Берлина, и многих из них уже с нами нет) останутся навсегда в истории и памяти города…
Корни
На вопрос: «Где Вы родились?» — я обычно отвечала: «Я родилась на Волге, в городе Кинешме». Я на всю жизнь сохранила любовь к этому краю, несмотря на то, что прожила там всего только первые 17 лет. Мои воспоминания о детстве связаны с дедушкой Акимом Степановичем Соловьевым. Он казался мне великаном: был высок ростом, широк в плечах. В семье дедушки и бабушки было много детей, и жили они в небольшом старом доме, и хотя в каждом углу была нужда, родительской заботы и ласки хватало всем. Мои отец и мама работали на большом текстильном комбинате посменно. И часто мы, дети, были предоставлены сами себе. Тогда наша семья жила в рабочей казарме, там выросли я и моя старшая сестра Анна.
Надежды
После окончания школы, в 1939 году, выдержав немалый конкурс, я стала студенткой ленинградского вуза (ЛЭТИИСС). Началась интересная пора моей студенческой жизни. Все хотелось узнать, увидеть. Но дальше — война! И все круто изменилось, резко оборвалось. А какие были планы, мечты! Утром 22 июня1941 года я сдала экзамен по сопромату, и руководитель группы пожелал нам хорошего отдыха в летние каникулы. А в 12 часов дня собрались студенты, преподаватели перед входом в институт, где из правительственного сообщения мы узнали о нападении германской армии на нашу страну. Тут же начался стихийно возникший митинг. Он был очень коротким. Всем было ясно, что нужно делать. Тут же были составлены списки добровольцев. В этом списке я была девятой. Начались тяжелые военные дни…
Черные дни блокады
Навсегда остались в памяти черные дни блокады. Оторванный от большой земли Ленинград оказался без поставок сырья, топлива, хлеба, продуктов. Не стало электроэнергии, воды. В то время я проходила военную службу в штабе военного гарнизона «Токсово» . Мы, как и все ленинградцы, испытывали голод. В столовой наливали в котелки непонятно из чего сваренную, мутную жидкость, горячую и подсоленную. На день выдавали 75 граммов старых сухарей и 100граммов блокадного водянистого черно-зеленого хлеба, которого хватало на один укус. Дважды я была на пороге смерти от истощения, лежала в госпитале. Общая дистрофия вызвала серьезные осложнения, и у меня ухудшилось зрение.
Послевоенное время
Институт я все же закончила, но было это уже после войны. В начале августа 1948 года моя семья: муж, офицер армии, Якобсон Авсей Зиновьевич, дочка Лариса, мама Ольга Акимовна и я — отправились на Дальний Восток к месту назначения службы мужа. Только в конце сентября добрались до места. Это был военный городок, совершенно не устроенный, вблизи города Долинска на Сахалине. И нашу семью отправили в город, где поселили в японском доме, в котором проводился ремонт. Но нам было хорошо. Вот она, наша первая квартира: комнатка и кухня в проходном коридоре! Спали на полу, на широких досках, а потом построили топчаны, сколотили из досок стол, а вместо стульев — не расколотые пока на дрова чурбаки. Двадцать пять лет, молодых, энергичных, отдали мы Сахалину. Строили, осваивали, реконструировали, создавали, соревновались — все было в нашей сахалинской жизни. Но пришло время пенсий, и мы с мужем задумались, куда же нам выехать. После Сахалина с дождями, ветрами, снегопадами и метелями хотелось в теплые края, на свежие овощи и фрукты. Раскинув на полу карту страны, мы всей семьей выбрали Азов.
Азов и азовчане
Мой первый приезд в Азов в 1968 году не разочаровал. Тихий Дон напомнил мне спокойную Волгу. Тем более, что встретились мне добрые азовчане, которые во многом потом помогли нам. В первый день приезда, не зная, что на юге очень быстро темнеет, я оказалась на незнакомой улице, а кругом — темнота. Ничего не видя, я растерялась, не представляя, что делать. Сначала хотела переждать ночь на лавочке у дома № 40 по улице Спортивной. Но, посидев полчаса, решила постучать в какую-нибудь дверь. Мне открыла молодая, очень красивая женщина. И на мою просьбу о ночлеге, она сказала: «Проходите, пожалуйста». Не спрашивая ни о чем, она предложила поужинать, но я отказалась, объяснив, что очень хочу спать, потому что там, на Сахалине, почти пять утра. Как поменялись времена! Разве теперь такое гостеприимство возможно? Я хочу назвать фамилию этих людей — Чумачек Евгений и Валентина.
Слова, выбранные мной для заголовка, неслучайные. Они взяты из новой книги В. Ф. Якобсон «Пути-дороги». Я прочла ее за два часа. Не отрываясь и глотая слезы. Говорить громкие эпитеты не хочется. Я просто дам прочесть эту книгу воспоминаний — о войне, о жизни и смерти и, вопреки всему, о сохраненном человеческом достоинстве и любви —своим детям. Чтобы знали. Чтобы учились. Чтобы помнили…