Skip to content Skip to left sidebar Skip to right sidebar Skip to footer

Краснокутский Михаил Данилович

Родился Михаил Данилович в 1924 году 11 октября в певучей крестьянской семье певучего села Круглого Азовского района.
   В неполные 17 лет ушел защищать Родину. Был разведчиком 242-й горнострелковой дивизии. Отступал с армией до Кавказских гор, а затем участвовал в форсировании Керченского пролива, освобождении Крыма, Севастополя, Украины. Закончил войну, освобождая Чехословакию.Награжден 12 правительственными наградами.
  После войны работал и продолжал учиться. В I960 году поступил в Московский университет искусств сразу на три отделения: теория музыки,дирижерское, живописи и рисунка. Окончил его в 1965 году.
  К своему 70-летию Михаил Данилович написал около 300 песен, а также музыку к балету «Муха-Цокотуха» и детскую oneру «Колобок». Песни М. Д. Краснокутским написаны на слова А. Пушкина. А. Блока, С. Есенина. Ф. Тютчева, Р. Бернса, Н. Доризо, А. Суркова, Е. Долматовского, а также ростовских и азовских поэтов. Всего 116 авторов.
   Михаил Данилович работал концертмейстером в Одесском и Ростовском цирках, в Северо-Осетинской филармонии и 35 лет – учителем музыки и изобразительного искусства г. Грозного и г. Азова. Параллельно с работой учителя, трудной и сложной, шла творческая работа художника и композитора, участие в концертах, которых дано до 800 вразличных аллах Дворцов культуры, на радио, в учебных заведениях.
   Темы войны и Родины звучат в песнях Михаила Даниловича, задушевных, с грустинкой, иногда веселых, чуть игривых. «Где ты был, старшина?» (на стихи Н. Новосельновой), «Поле мое, поле» (слова А. Скрипова), «Елизаветинская -лирическая» (слова Н. Бережной), «У нашей калитки» (слова Г. Закиева) и других.
   Писем Михаилу Даниловичу приходит множество. Из Алтайского и Краснодарского краев, из различных районов Ростовской области, где поют его песни хоровые коллективы, дуэты, ансамбли и солисты.
   Песни его отличаются большой лиричностью, задушевностью — «Когда один, вдали от дома» (сл. Б. Куликова), «Родной Азов, крупиночка России» (сл. В. Щебуняева). В некоторых из них звучат ритмы вальса. «А все же была…» (сл. Н. Егорова), «Наверно, такое бывает у всех» (сл. Г. Георгиева). Или «Как вас зовут?» (сл. Н. Егорова), «Воспоминание» (сл. Б. Еременко) или русской пляски «Лукавая» (сл. А. Блока), «Донской казачок» (сл. В. Олефиренко).В его песнях звучит гимн женщине — «Осанна» (сл. Н. Егорова), «Материнское поле» (сл. А. Новикова), гимн природе — «Круглянские тополя» (сл. Ю. Введенского, И. Петренко), «Пешковские зори» (сл. А. Плякина).
 Отличник народного просвещения, лауреат Всесоюзного фестиваля народного творчества, лауреат конкурса композиторов Дона М.Д. Краснокутский продолжает свою творческую работу. В одном из эпизодов этой работы соединился композитор и художник. В станице Днепровской Тимашевского района Краснодарского края жила Епистиния Федоровна Степанова, вырастившая девятерых сыновей, которые ушли на фронт, и все погибли за Родину.
  Михаил Данилович написал портрет этой женщины. Стоит она на дороге, среди колосящихся полей, ожидает своих сыновей. В крестьянских морщинистых руках держит девять колосьев — символ не вернувшихся детей… На сюжет этой картины написана песня «Материнское поле». Когда это полотно передавалось в дар музею Епистинии Федоровны Степановой, собрались жители станицы Днепровской, исполнялась песня, глубоко тронувшая земляков замечательной женщины.
   А ветеран войны и труда с юношеским трудолюбием продолжает свое творчество, переходя от мольберта к фортепиано и баяну, чтобы одарить нас радостью мироощущения в красках заката или новых мелодиях.
  Давайте возьмем в руки каталог и пройдемся по залам музея, где сейчас выставлены картины художника, а их здесь около семидесяти. Все его полотна не стоят в стороне от жизни, они лишены всякой вычурности, так модной в наше время.
   Художник в годы войны был разведчиком, и поэтому военная тематика занимает в его . творчестве заметное место. Вот мы стоим у полотен «В далеком 43-м», «Фриц капитулировал», «Разведка боем». «Память сердца. Сапун-гора». Здесь естественно передано напряжение боя.его трагизм. Подобное мог запечатлеть только тот, кто сам пережил напряженные, неповторимые минуты смертельного боя, непредсказуемость его завершения. Все картины художника, отражающие военное лихолетье, — это запоминающаяся красочная летопись о Великой Отечественной войне. Их у него около шестидесяти. Нельзя равнодушно пройти и мимо портретов, написанных автором. Кроме внешнего сходства, художник тонко подмечает все черты, определяющие душевное состояние человека, его внутренний мир. Особенно удачны в этом отношении портреты Заслуженного работника культуры России Дмитрия Михайловича Грачева, журналистики Надежды Михайловны Щербиной, «Женщины в красном», певицы Елены Ивановны Шараповой, капитана дальнего плаванья Алексея Алексеевича Шарапова и других.
  Большой   интерес   проявили зрители и к пейзажным полотнам   художника, который умело проявил себя в этом жанре. Даже и без   подписей   под ними угадывались милые   сердцу уголки донской природы. Такие картины не создаются походя, это не формальная фиксация увиденного. У Краснокутского это потребность души запечатлеть в красках прекрасное и неповторимое…
   Художник и композитор. Суть феномена этого человека в том, что он одинаково профессионален как в живописи, так и в музыке. «Музыка мне помогает создавать картины, – а живопись —   музыку», — говорит   Михаил Данилович Краснокутский.
  Многие свои работы   художник подарил людям на память… Есть его картины в Москве, Ростове,   США, даже в Африке. В   городе Тимошевске, в музее семьи Степановых, хранится   его картина«Солдатская мать». Как-то Михаил Данилович признался, что он от души дарит людям свои, картины, но отдает их с каким-то чувством   грусти — как будто расстается он с близкими друзьями навсегда.
   Много благодарственных и душевных записей оставили посетители в книге отзывов, искренневосхищаясь творчеством художника Михаил Даниловича Краснокутского.
   И это самая большая награда для него – признание его таланта.